04 декабря Воскресенье8:13
Астана
°C
Текущий номер
№ 46 Пятница
25.11.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Фестиваль без свадебных генералов

Фестиваль без свадебных генералов. 
В Алматы проходит XII Международный кинофестиваль «Евразия». Сегодня вечером страна узнает его победителей. Корреспондент «Инфо-Цес» передает с места события.
 Фото автора
В Алматы проходит XII Международный кинофестиваль «Евразия». Сегодня вечером страна узнает его победителей. Корреспондент «Инфо-Цес» передает с места события.
«Евразия» — мероприятие долгожданное. И не только для кинематографистов, но и в первую очередь для зрителей. В океане каждодневного ширпотреба, что демонстрируют нам кинотеатры, вдруг появляется островок другого кино, прибывшего из самых разных стран мира. И хотя принято считать, что большое видится на расстоянии, в случае с кинофестивалем лучше, конечно, быть поближе и смотреть повнимательнее.

Концепция
Верно говорят, что дефицит ресурсов подхлестывает фантазию. В этом году никто особо не скрывал, что кризис — он и на фестивале кризис, и потому организаторами была придумана любопытная концепция — демократичная. Вместо дорогих звезд, всякий раз выступающих в роли свадебных генералов, народу были предоставлены совершенно бесплатные показы. Любой желающий мог прийти в кинотеатр и смотреть фильмы хоть целый день. Определяющей темой всей концепции была выбрана любовь, и эта ее проекция со свободным доступом в залы относилась к разделу «Любовь к кино». Судя по посещаемости показов и наполняемости залов, алматинцы и гости города больше всего полюбили конкурсную программу игровых фильмов, а меньше всего — документальных. Также были провозглашены еще и «Любовь к городу» и «Любовь к профессии». О них отдельно.

«Любовь к городу»
Приобщиться к кинематографу в дни фестиваля мог любой желающий. В более чем десяти залах города кино показывали совершенно бесплатно. Правда, не все, а только отечественную классику и фильмы, снятые за последние два года. Однако для просвещения горожан и приобщения их к родному кинематографу самое то. Среди показанных фильмов были замечены такие хиты, как «Амангельды», «Выстрел на перевале Караш», «Игла». А в среде новоприбывших — фильмы «Жол: путь боксера», «Шлагбаум», «Аманат». Зрители шли. Пересматривали и открывали впервые. Многие превращались в завсегдатаев, выбрав оптимальное для себя место просмотра. Кипели дискуссии, сыпались мнения, и было ясно, что наше кино нашего зрителя впечатляет и привлекает не меньше, чем иноземное.

«Любовь к профессии»
Эта часть фестиваля адресована кинематографистам безотносительно возраста и стажа, то есть всем желающим. Взять, например, мастер-классы. Их было немало, они были разными, но неизменно собирали полный зал. Поучиться было чему. Например, итальянский сценарист Джованни Роббиано провел встречу по своему профилю. И хотя говорил он много, горячо и не всегда по делу, но все же некоторые его мысли были весьма ценны для тех, кто выбрал кинематограф в качестве рода деятельности. За Роббиано последовали и другие специалисты. Так, председатель жюри Валерий Тодоровский два часа вычищал мусор из мозгов начинающих режиссеров; Эрве Шнайд, монтажер таких известных фильмов, как «Амели», «Восток — Запад» и «Враг государства № 1», поделился не одним профессиональным секретом, в то время как кыргызский режиссер Арым Кубат посвящал собравшихся в режиссуру, а Кирилл Сафонов — в нюансы актерского мастерства. Все эти, безусловно, полезные мероприятия выявили одну болезненную вещь: наши люди совершенно не готовятся к подобным встречам. Почти не задавались вопросы по делу, не было серьезных комментариев и вдумчивых ответов. Приученные к бенефисам, где только и обсуждается парадная сторона вопроса вроде фестивальных наград и звучат бесперебойно байки об актерах и режиссерах, зрители порой ставили спикеров в тупик своей неспособностью поддерживать диалог. И эта неловкость все усложняла.
А ведь еще были круглые столы, которые по всей логике должны были решить или хотя бы назвать ключевые проблемы нашего кинематографа. Но не решали. Так называемая панельная дискуссия под названием «Кинопроизводство Казахстана — 2015—2016: тенденции, проекты, люди» обернулась исключительно демонстрацией новых фильмов Акана Сатаева, Нуртаса Адамбая, Жасулана Пошанова. Последний просто в шок поверг многих, когда заявил, что его новый проект превратит Чокана Валиханова в степного Индиану Джонса. Что и говорить какие люди — такие и тенденции.
Самым конструктивным диалогом деловой площадки стал, пожалуй, питчинг проектов, где молодые кинематографисты пытались заинтриговать продюсеров. Из десяти проектов авторитетная коллегия выбрала три, и, надо сказать, весьма объективно. Поддержку разного рода получили игровая короткометражка Аяна Найзабекова, полнометражный игровой фильм Вениамина Илясова и документальная картина Екатерины Суворовой. Все три проекта самобытны и перспективны, и хотя их реализация — это по-прежнему личная ответственность молодых кинематографистов, пробиваться через тернии к звездам им теперь будет немного проще.

Фильм открытия
Корейская картина «Поезд в Пусан», которая скоро пойдет в кинотеатрах, задала фестивалю неверный тон, потому как поставила во всеуслышание нерушимый вопрос: как это сюда попало? Объяснить то, что фестиваль, позиционирующий себя как серьезный и просветительский, решил открыться историей о зомби-вирусе, обрушившемся на несчастных корейцев, можно лишь наигранной толерантностью и желанием показать себя понимающей и продвинутой организацией. Фильм слаб даже в рамках выбранного жанра. У него есть история, есть накал страстей и напряжение. Есть даже пара неплохих режиссерских решений, но этого явно недостаточно, чтобы причислить творение Ён Сан-хо к разряду оригинальных картин. Тем более что в этом же году он выпустил в свет фильм «Станция Сеул» с почти аналогичными темой и сюжетом. Что ж, если режиссеру нравится подавать нам лютый бред в обертке тонких восточных семейных ценностей — пусть подает. Зрители у картины наверняка найдутся, но вот открывать ею фестиваль — это, уж извините, перебор.

Главное разочарование
Увы, «Поезд в Пусан» оказался не худшим фильмом фестиваля. В его программе было немало достойных картин, но были и такие, что заставляли задуматься: а ведь на ее месте могла быть сильная картина, но… К таким, в частности, можно причислить фильм Жанны Исабаевой «Бопем», где попытка соединить острую социальность партизанского кино с трендовой бедой Аральского моря и красивыми маковыми полями вылилась в конъюнктурный винегрет, призванный угодить, что называется, и нашим, и вашим. А между тем давно известно, что, стреляя в несколько мишеней разом, высока вероятность не попасть ни в одну. Однако речь все-таки не о «Бопем», а о первой полнометражной игровой работе Игоря Пискунова «Раз в неделю», которую нельзя назвать иначе, нежели как плохо оцифрованным театром, ибо театральность сквозит отовсюду. Мало того что режиссер взял за основу совершенно неактуальную и чужеродную по всем параметрам американскую пьесу о двух евреях, один из которых старый ортодокс, а второй — молодой гей, так он еще и исполнил ее в сурово театральных формах. Минималистические картины, где все действие держится на противостоянии двух героев, не новинка, их существует немало, и достойные образцы отыскать не трудно, но Пискунов пошел по пути наименьшего сопротивления и просто отстроил декорации, в которых запер двух театральных актеров: молодого Родиона Толоконникова и почтенного Юрия Померанцева. И если у Родиона еще все впереди и неудачу он забудет очень скоро, то труда «нашего милого доктора» искренне жаль. Фильм примитивно снят со всех технических сторон, и если Пискунов надеялся на неприкосновенность своего «шедевра» в виду участия в нем Юрия Борисовича, то он заблуждался. Недовольных было много, и никакими пресс-конференциями этого уже не поправить.

Единственная отдушина
Фестиваль в очередной раз доказал, что есть много тенденций и по ним неизменно снимаются фильмы, как две капли воды похожие друг на друга. Но случаются и исключения. В данном случае речь идет о новой картине Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас». Как она попала на главный фестиваль страны — не понятно, ведь всем известно, что фильмы Ержанова не ценят в Казахстане. Может быть, господа из отборочной комиссии просто решили, что они не хуже Роттердама и Анапы. Это не важно. Важно, что картина реально сильна и продолжает поиски режиссера в области киноязыка и препарирования реальности. Она понравилась немногим, многих поставила в тупик сложностью метафор и категоричностью образного ряда, но, тем не менее, отрицать, что «Чума» — невероятно самобытное и глубокое кино, будут лишь совершенно несведущие. Она мрачнее «Хозяев», структурно сложнее и абстрактнее, но при этом, что удивительно, в ней масса конкретики, которой прежде не было. Фильм — вызов. Обществу, его коллективному интеллекту, его заскорузлому узкомыслию и патологическому нежеланию открывать глаза. Впрочем, это все из области содержания. А картину стоит отметить уже за то, что она с ее математически точно выверенной формой бесстрашно контрастирует с привычными для глаз картинками.

Вместо итогов
По большому счету, не важно, какие картины сегодня окажутся победителями. Фестиваль указал на проблемы в мировом кино, показав его солидный срез. Возможно, не осознавая и не планируя того. Вместе с тем он обнажил и свои проблемы, коих немало. Хочется надеяться, что все они будут замечены и учтены, потому как далеко не все из них вызваны бюджетными дефицитами. Просто еще слишком много противоречий и нестыковок. Но если проблемы воспринимать как стимул к развитию — рано или поздно все получится.


05.10.2016 563
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA