04 декабря Воскресенье3:51
Астана
°C
Текущий номер
№ 46 Пятница
25.11.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Сомнением спасенная душа

Сомнением спасенная душа. 
15 сентября в Национальной картинной галерее «Астана» открылась выставка художницы Гульмиры Жолаевой.
15 сентября в Национальной картинной галерее «Астана» открылась выставка художницы Гульмиры Жолаевой.
Глядя на работы иных художников, сразу и не поймешь, что у них на уме, на сердце. Нарочитая усложненность и излишняя интеллектуальность способны утомлять, тогда как простота и изящество всегда останутся теми островками гармонии в искусстве, к которым будет рад причалить усталый ценитель. Такими видятся картины Гульмиры Жолаевой — добрыми, светлыми, немного загадочными. Как, в общем-то, и сама художница.
— Гульмира, мой первый вопрос будет к вам и как художнице, и как к матери. Сравнимо ли открытие выставки с рождением ребенка по эмоциям? Что вы чувствовали в момент открытия?
— Наверное, рождение ребенка не сравнить ни с какими другими эмоциями в мире, но открытие выставки можно описать как зарождение чего-то нового, во что я вложила всю душу. Выставка — частичка меня, моих эмоций, настроений, я теперь живу в каждой картине.
— Вы пишете картины: одну, вторую, третью… В какой момент приходит идея выставки, когда вы чувствуете, что готовы явить зрителям снова свою душу?
— Вы знаете, у меня никогда не было конкретной цели рисовать для выставки. Я просто писала каждый день по чуть-чуть, анализировала, искала новые решения, опираясь на знания, которые получила когда-то. И уже когда собралась большая папка работ, я взглянула на нее, задумалась и стала выбирать лучшие.
— Подвержены ли вы сомнениям перед серьезным шагом или действуете всегда решительно и прямо?
— Подвержена! Меня всегда одолевают сомнения: понравятся ли мои работы, как оценят коллеги, зрители, актуально ли на сегодняшний день то, что я делаю. Все эти вопросы я задаю себе постоянно.
— Кто помогал вам готовить и организовывать выставку?
— Так случилось, что мои работы были замечены руководством Национальной картинной галереи «Астана», ее директором Асылханом Садуовым. Благодаря его команде, людям, знающим свою работу, все, по сути, и произошло. Отдельно отмечу искусствоведа Елену Чернову. Без нее, без ее смелых и неординарных решений, которые и у меня всегда находили отклик, экспозиция не получилась бы такой, какая она сейчас.
— Следили ли вы на открытии за реакцией зрителей, чувствовали ли отдачу от них, понимание?
— Если честно, я видела радостные и родные мне лица, а все остальное, правда, было как в тумане. Но присутствие близких и друзей говорило о том, что меня поддерживают, в меня верят. Это воодушевляло.
— Ваша первая выставка — «Дыхание глубины» — состоялась несколько лет назад. Что изменилось в вас за прошедшее время?
— Да, «Дыхание глубины»… Это было аж в 2009 году. С тех пор поменялось немало. Изменились некоторые мои взгляды на искусство, тенденции, которым я следовала. Если на первой выставке я представила работы в черно-белой графике, то теперь использовала цветовое решение, фактуру, ткань.
— «Дыхание глубины» вы в тот раз перевели как дыхание души. В этот раз — «Нити души». Куда тянутся эти нити?
— Вы верно подметили. Я действительно верю, что не бывает работ, выполненных без души, и поэтому меня всегда сопровождают подобные названия. А куда тянутся? К вам, к зрителям.
— А вообще, что для вас душа?
— Душа — способность человека делать свою работу с любовью! Художник — это ведь образ мыслей, а душа наполняет эти мысли. Выносить идею (художник может оживить ею что угодно) и через это дать толчок новым чувствам и эмоциям зрителей.
— Я обратил внимание, рассматривая ваши работы, что вам не присущи острые углы, грубые линии, жесткие контуры. За стилем этим есть своя идея, философия, не так ли?
— Не знаю насчет философии, но, возможно, это говорит о моем характере. Я человек довольно спокойный, жизнерадостный, что не может не проецироваться на работы. Плавность линий — это ведь прежде всего женственность, загадочность, таинственность. По сути, все это находит отражение и в содержании каждой картины.
— Знаю, что вас вдохновляет «Паллада» Боттичелли. Чем именно? Что вас в ней привлекает?
— Я очень люблю эпоху Возрождения, эпоху, когда пришел расцвет искусства, новых мыслей. Сандро Боттичелли отдавал предпочтение удлиненным, тонким и изящным формам, почти абстрактным в своих силуэтах, бесплотным фигурам, которые удивительно напоминают нам готические статуи. Именно образы женщин, таких красивых, нежных с пленяющими и в тоже время задумчивыми взглядами, меня и привлекли.
— Как насчет других источников вдохновения?
— Я постоянно в поиске этих источников, смотрю много картин разных художников, читаю. Благодаря возможностям Интернета можно найти много полезной информации о совершенно неожиданных творениях, и эта новизна очень мотивирует.
— У вас есть работы, о которых вы могли бы сказать: «Они мне чуточку ближе всех остальных»?
— Я дорожу всеми своими работами, но есть одна серия, которая подходит под ваше описание. Это серия «Фиолетовые сны». Я рисовала их, глядя, как спит моя дочь, пыталась представить, что же ей снится каждую ночь, фантазировала.
— В казахстанском искусстве для вас есть признанные авторитеты?
— Да. Я всегда обращаюсь за вдохновением и пониманием к работам наших первых художников. Я говорю о картинах Кастеева, Сидоркина, Гульфайруз Исмаиловой и многих других. Кроме того, мои коллеги и современники, которые своими работами уже сегодня закладывают что-то новое в отечественное искусство, также подчас являются большими мастерами своего дела.
— Способны ли вы творить без вдохновения, в плохом настроении например?
— Да, бывает. Но тут уже творишь не благодаря негативной энергии или плохому настроению, а вопреки им, борешься с ними посредством работ.
— Когда женщина решает посвятить себя искусству, означает ли это, что она готова поставить семью на второе место?
— В жизни нужно успевать все, в этом, наверное, ее смысл: успеть все или как можно больше, состояться как мать, как личность, как художник. Однако это не для всех аксиома, у каждого свой путь, свой выбор.
— Как ваши родные и близкие относятся к вашему творчеству?
— О, они — моя главная опора в жизни и в творчестве. Что бы я ни делала, в чем бы себя ни пробовала, они меня всегда поддерживают!
— Кто самый строгий критик того, что вы делаете?
— Наверное, я сама! Мне очень важно мнение родных, коллег. Но окончательное решение я принимаю сама, ведь это моя работа. Годы обучения дали мне сильную базу знаний, педагоги научили меня, как делать то, к чему лежит душа и есть способности, и сейчас я просто продолжаю сама изучать себя, развиваться. А это невозможно без самокритики. Ведь главное — задать правильное направление. Так что мои сомнения и терзания очень часто меня спасают!
— Стиль, в котором вы творите: витиеватый, изысканный, тонкий, определенно требует большого терпения. Бывает ли, что картина не получается и вы бросаете ее?
— Признаться, бывает и такое, но я всегда к ней возвращаюсь со временем, уже с новыми мыслями и взглядом. Так что рано или поздно каждая работа все равно завершается.
— Недавно услышал от одного скульптора, что молодым художникам Казахстана не хватает трудолюбия и чувства формы. А как, по-вашему, чего не хватает?
— Я не могу за кого-то говорить, критиковать кого-то. У каждого свои ошибки. Я думаю, знания — вот основной источник творения. Ведь невозможно писать только в одном направлении, нужно быть разносторонним, интересоваться всем и много читать! Так что я за разносторонность.
— Если бы вы могли здесь и сейчас воплотить в жизнь свой самый смелый проект, каким бы он был?
— Вот уж не знаю, дайте подумать… Одно могу сказать совершенно определенно: этот проект был бы полезным для людей!
— Хотели бы вы после смерти оказаться в мире своих картин?
— Вот тут я, наверное, отвечу больше как прагматик: что нас всех ждет там, по другую сторону жизни, никто не знает. Так что оставим все в естественном порядке: я буду там, а мои картины пусть останутся здесь!

Гульмира Султанбекова, художник, дизайнер.
Родилась в 1983 году в Карагандинской области.
Окончила Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева по специальности «дизайн одежды» и магистратуру Казахского национального университета искусств по специальности «сценография».
Работает художником-реставратором в Национальном музее РК.

Цитата:
«Быть творческим человеком — значит постоянно быть в поиске путей самореализации, способов воплощения своих идей через мастерство».


26.09.2016 389
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA