04 декабря Воскресенье3:51
Астана
°C
Текущий номер
№ 46 Пятница
25.11.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Таинственная смерть Амре

Таинственная смерть Амре. 
Голос казахского самородка, потрясшего в 1925 году Париж, специалисты называют сверхъестественным, а его смерть в зените славы до сих пор остается загадкой.
 Фото: www.arnapress.kz

Голос казахского самородка, потрясшего в 1925 году Париж, специалисты называют сверхъестественным, а его смерть в зените славы до сих пор остается загадкой.

На киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова к завершающему этапу подходят съемки казахстанско-американского фильма «Амре» — одного из первых проектов, реализованных в рамках формата «копродукция».
Картина, которую планируется выпустить в международный прокат в 2017 году, повествует о яркой, но короткой и таинственно оборвавшейся жизни казахского самородка — драматического тенора Амре Кашаубаева. В молодости он был пастухом, кучером, грузчиком, чернорабочим на пароходе. Следы от нещадных побоев хозяев остались на его теле на всю жизнь. В люди он выбился только благодаря тянувшему его к Богу голосу.
Международную съемочную группу возглавляет американский режиссер-постановщик Джеф Веспа. Главные роли в фильме сыграли казахстанские актеры Санжар Мадиев (Амре) и Еркебулан Даиров (Мустафа Шокай). В съемках также принимают участие популярный британский актер Бен Олдридж, американская актриса Эбби Корниш, известная по фильму «Область тьмы», и другие. Историческим консультантом картины стал автор нескольких книг об Амре Кашаубаеве, заслуженный деятель РК Жаркын Шакаримов. Страсть к изучению музыкальных архивов передалась ему от великого собирателя и исследователя народных музыкальных инструментов Болата Сарыбаева, которого он называет своим учителем.
«Когда в 1974 году меня пригласили работать на всесоюзную фирму «Мелодия», я все свободное время в Москве проводил в библиотеках. Толчок этому дали вскользь брошенные учителем мысли: «Учитель хорош настолько, насколько хорош его ученик» и «Когда обнаружишь нечто новое — будь то ценная мысль, книга, инструмент, музыка, — немедленно публикуй». Так вот, я обнаружил в Киргизском отделении Всесоюзного музыкального архива записанные на фонограф (прадедушка современной звукозаписывающей техники) семь песен Амре Кашаубаева. Фонограф нещадно шипел, голос доносился откуда-то издалека, но я понял, чем был потрясен Ромен Роллан, услышав Амре на Всемирной этнографической выставке, проходившей в 1925 году в Париже. И почему Сабит Муканов писал, что в правых легких певца есть особый кармашек, который он «заправляет воздухом про запас». Я слышал вживую величайших оперных певцов современности и, как человек, имеющий за плечами консерваторское образование, хорошее от плохого всегда могу отличить: Амре пел на одном дыхании! Это было сверхъестественно! Сила голоса, полетность звука и красота тембра легендарного драматического тенора были необычайные.
Найдя эту запись, я, во-первых, исполнил завет учителя: немедленно опубликовал в газете «Социалистiк Қазақстан» заметку «Найден голос Амре Кашаубаева», а во-вторых, занялся дальнейшим исследованием судьбы певца. Прежде всего меня интересовало, почему он прожил до обидного мало — всего 46 лет.
Произведя фурор в Париже и вернувшись на родину, певец играл на сцене только что открывшегося в Кызылорде первого Казахского национального театра драмы. Вместе с ним он переехал в 1928 году в Алма-Ату. Вечером 7 ноября 1934 года Амре должен был петь партию Тулегена в первой казахской опере «Кыз Жибек». Он мечтал выйти на сцену вместе с Куляш Байсеитовой — Жибек. А в ночь с 6 на 7 ноября Амре был найден мертвым на одной из улиц Алма-Аты. Певец и мертвый рвался в театр: его рука, словно пытаясь дотянуться, была протянута в его сторону».
Сакен Сейфуллин откликнулся на его смерть статьей в «Казахстанской правде». Она называлась просто — «Умер Амре», но сколько в ней было боли! Она проглядывала даже в том, что статья вопреки правилам была напечатана жирным шрифтом.
Его смерть оставила много загадок. Все эти годы начиная с конца 1925-го, то есть с момента возвращения из Парижа до последних дней своей жизни, Амре производил, как вспоминали современники, впечатление внутренне надломленного человека.
«О том, почему этот жизнерадостный, но кроткий и безобидный человек, на долю которого выпало столько тягот, вдруг внезапно потух взглядом после триумфальной поездки в Париж, рассказал мне уже в 1970-х его близкий друг Серке Кожамкулов, — вспоминает Жаркын Шакаримов. — Оказывается, Амре в Париже вместе с Роменом Ролланом слушал и первый казахский диссидент, знаменитый алашордынец Мустафа Шокай. После концерта они втроем поднялись на Эйфелеву башню. А после возвращения на родину певца стали вызывать по ночам в НКВД, откуда он утром возвращался избитым. Умоляя молчать, Амре рассказывал Серке, что с него требуют некое письмо, которое якобы Мустафа Шокай передал Ахмету Байтурсынову».
Похоронили Амре на Центральном кладбище Алматы, но и после смерти певец не нашел покоя: его могилу очень скоро сровняли с землей, а имя убрали из журнала регистрации умерших. Несмотря на это, нарком просвещения Казахской АССР Темирбек Жургенов издал указ о том, чтобы бюст Амре поставить перед входом в Казахский национальный драмтеатр, а его имя присвоить одной из алматинских музыкальных школ. Школа его имени в Алма-Ате появилась, но второй пункт так и не был исполнен.
После обнаружения записей с голосом Амре корифеи казахской культуры — Герой Соцтруда Серке Кожамкулов, Жусупбек Елебеков, Сапаргали Бегалин, Алькей Маргулан, вместе с ними и наш собеседник Жаркын Шакаримов — обратились с письмом к первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Динмухамеду Кунаеву с просьбой поставить памятник на кладбище, на месте предполагаемого захоронения Амре. Но это удалось сделать только в начале 1990-х годов, и то на частные деньги: надгробный памятник великому драматическому тенору, которого знатоки ставили в один ряд с Энрико Карузо и Марио Ланца, поставили заслуженный артист республики композитор Дмитрий Гусенцов и его супруга, певица Кенжегуль Сыздыкова.


01.09.2016 801
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA