04 декабря Воскресенье10:12
Астана
°C
Текущий номер
№ 46 Пятница
25.11.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Творения улиц

Творения улиц. 
В Астане прошел масштабный фестиваль уличного искусства Street Art/Street Food.
 Фото Александры Поршневой
В Астане прошел масштабный фестиваль уличного искусства Street Art/Street Food.
Удивительное дело — время. Лет эдак пятнадцать-двадцать назад многие были убеждены, что улица способна консолидировать лишь исключительно маргинальные элементы с криминальными наклонностями, а всякое проявление творчества воспринималось чуть ли не как вандализм. И все эти годы приверженцы уличного искусства доказывали обратное. Сегодня их совместные акции — это, по сути, мини-праздники для тех, кто мыслит свободно и креативно.
Атмосфера
Погружение начиналось уже на подходе к площадке организатора — отеля Ibis. В воздухе с каждым шагом все гуще разливались и смешивались звуки танцевальных хитов, ароматы свежей еды и резкие запахи красок из баллончиков. Фестиваль Street Art/Street Food набирал обороты с шести часов вечера. Из классических канонов здесь были разве что приветственные слова организаторов да сцена, а вот все, что происходило на ней, в общепринятый формат никак не вписывалось. Энергичный ведущий, представившийся как Мистер Гри, искрометно шутил и вызывал все новых и новых участников шоу-программы. Запомнился парень по имени Нурс (в миру Нурсеид Досмагамбет) — чемпион Казахстана по футбольному фристайлу. Про таких, как он, старшее поколение обычно говорит: «Эх, нам бы в национальную сборную таких ребят». Однако тому, что вытворяет с мячом Нурс, место найдется разве что в сборной Бразилии: там подобная экзотика — норма. Для всех остальных же жонглирование и эквилибристика с мячом — дело уличное, а значит, несерьезное или по-честному непостижимое. Трюки парень исполнял мастерски: мяч скакал и перекатывался словно намагниченный, и хотя уже по первым кульбитам было понятно, что не уронит, следить, затаив дыхание, пришлось от первой до последней минуты. Особый восторг это представление вызвало у мальчишек-дошколят, коим Нурсеид дал небольшой мастер-класс.
Второй и наиглавнейшей частью программы стало состязание маленьких брейкеров, организованное по всем правилам спортивных соревнований: с турнирной сеткой, зрительскими овациями и справедливым судейством. В качестве главного рефери был приглашен вице-президент федерации брейк-данса «ХромосомЫ» Сергей Панков (он же b-boy Kulak), который не уклонился и от демонстрации собственных навыков на радость собравшимся. После мощного, энергичного выступления вершить судьбы начинающих танцоров стало спокойнее. Конкурсные выступления участников растянулись почти на два часа. Маленькие брейкеры самоотверженно бились, демонстрируя порой трюки, недоступные для воспроизведения простыми смертными. Переводя дыхание, восстанавливая силы, а заодно получая лаконичные и точные комментарии Кулака, они увлеченно наблюдали за выступлениями данс-команды A.T.Stars. Эти ребята — уже звезды из первого дивизиона — давно пользуются популярностью зрителей и уважением профессионалов. Кто был на июльском «Яркокроссе», точно помнит их выступление.
В финале состязания, как и положено, сошлись сильнейшие. И будь на то воля зрителей — пилить организаторам кубок победителя, как Шуре Балаганову — гирю. Уж больно одинаковыми были шумы за каждого из участников. Но на то и был приглашен судья, чтобы ввысь взмыл только один кулак. Так и произошло. Победителем состязания стал маленький b-boy Вадя Rock, покоривший своей артистичностью и хорошей спортивной дерзостью. Уцелевший кубок ушел ему, но без награды не остался и вице-чемпион. Организаторы даже наградили особо активных юных танцоров из числа зрителей: уж больно рьяно рвались они на сцену, желая показать свое мастерство.
Потраченные калории восполнялись стараниями поваров отеля, которые удивляли всех пришедших традициями уличной еды разных стран и народов. Стоит ли говорить, что внимания им было уделено не меньше, чем рвущим сцену танцорам!
«Сны о городе»
Хедлайнером фестиваля стал московский художник Сергей Овсейкин, он же основатель и лидер московской стрит-арт команды Zukclub, он же организатор ежегодного фестиваля уличного искусства Street Art Week. Представленная на столичной площадке серия его работ «Сны о городе» выполнена в стиле глитч-арта. И если для вас это просто набор букв, то вот вам небольшой ликбез. Де-факто это такой вид искусства, который создается путем искажения цифрового изображения разного рода багами, дефектами трансляции или сжатия, путем искажения цифрового кода или манипуляция электронными устройствами. Поистине, удивительно. То, что кому-то видится как проблема и раздражающий фактор, для кого-то давно стало средством выражения. Вот уж действительно современное искусство всеядно, оно стремится превратить в свои выразительные средства все, даже технологии. Не очень пока понятно, как в формате глитч-арта можно дифференцировать мастерски исполненное произведение и случайную вещь, как отличить созданное кропотливым трудом от сгенерированного одним нажатием кнопки, но признать существование такой новой формы приходится.
Овсейкин же проплыл по фестивалю наперевес с принципом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять», приписываемым поэтессе Зинаиде Гиппиус. Он радушно поприветствовал собравшихся, поблагодарил за теплый прием, после чего благополучно растворился в толпе. То и дело его можно было заметить у сцены, где творилось танцевальное безумие, у столиков с баллончиками и трафаретами, где каждый пришедший независимо от возраста мог почувствовать себя художником, облачившись в фартук и перчатки, у стены, где самозабвенно творили местные профессионалы. Никакой толпы, забрасывающей вопросами, вокруг Сергея не наблюдалось. Впрочем, работы, выставленные на мольбертах, люди все-таки рассматривали. Восемь картин — восемь снов с едва уловимыми очертаниями того или иного города. Вот, например, Москва. Перевернутые вверх ногами люди то ли прыгают, то ли падают в пучину сужающихся квадратов… Их ноги прочно держат веревки, уходящие куда-то за пределы картины, туда, где, вероятно, уютно располагается то заветное, что удерживает человека в выбранном месте. Или, может, это вовсе не веревки, а эластичные резиновые жгуты, и прыжок лишь часть экстремального существования большого города? В хороводе проекций угадывается незыблемая ретроспективность всякого нового искусства и его страстного желания деконструировать старые формы, чтобы собрать из них что-то новое. Калининград, Казань, Санкт-Петербург, Астана — каждому городу своя конструкция, и общее у них, пожалуй, лишь одно — тема полета-погружения, выраженная совершенно явственно через объекты вроде парашютов, дельтапланов.
Отличительной особенностью работ Овсейкина можно считать ту очевидную условность, что все они не созданы глитч-артом напрямую, но вдохновлены им. Будь на месте рисованного фотографическое изображение, оно наверняка бы подверглось именно таким искажения и преломлениям. Но изображение создано с нуля, и техника его создания делает работу художника неразрывно связанной со всеми базовыми формами постмодерна. Картины — плоть от плоти переосмысление коллажа, трафарета, минимализма концептуальности, яркости поп-арта, энергичности стрит-арта. Их трудно представить на стене обветшалого здания, но в интерьере нового — вполне.
Проблема лишь в том, что полноценное отношение к глитч-арту и его художественным реинкарнациям в наших широтах до конца не сформировано. Уже нет того ханжеского фу, что было раньше, но еще нет и понимающего да. Пока что среднее арифметическое вау, за которым читается внешняя эффектность этого направления, готовность зрителя воспринимать что-то новое и тактичное желание хоть как-то выразить свое отношение к тому, что до конца не ясно. Впрочем, Овсейкин в искусстве не первый год, ему явно не привыкать бродить одному в толпе.
Состязание
Разумеется, у фестиваля была чуть более важная цель, нежели дать столичной публике хлеба и зрелищ. Фестиваль, проходящий в восьми городах одновременно, призван отыскать в каждом городе одного стрит-художника, который представит свое искусство на итоговом фестивале в Москве. Именно поэтому был брошен клич, на который откликнулись пятеро художников. Некоторые прихватили товарищей. Тема одна на всех — «Сны о городе», и трактовать ее авторы принялись кто во что горазд.
Например, участник под ником Hrom увидел на белом холсте сон павлодарского рэпера Скриптонита, покоряющего Москву своим бессвязным бормотанием под якобы оригинальную музыку. На картине он Супергерой, способный летать и прожигать что-то взглядом. Что именно? Сердца фанаток пубертатного возраста или пластинки действительно талантливых исполнителей? Неизвестно. Но позади него, летящего в алом плаще, отчетливо виднелся Павлодар. Очевидно, что рэпер спасал себя от города, по крайней мере, именно эта трактовка отчетливее всего формулировалась в толпе. Hrom, возможно, пытается сделать то же самое, однако его неоднозначная работа большого сердечного трепета у зрителей не вызвала.
Почти так же, по касательной, прошла работа участника, представившегося как Esher. Сны его в серо-желтых тонах напоминали кадр из некоего постапокалиптического фильма, герой которого видел город исключительно в грезах. Динамики в работе было немного, выразительных элементов тоже. Стильная работа, продуманная, но немного скучноватая, по мнению наблюдавших ее. Оттого и ей не свезло с победой.
Фаворитом на этапе создания выглядела работа дуэта Swed&Alive: много продуманных элементов, этнокультурная эклектика. Визуально работа сразу приковывала к себе внимание рисунком и композицией. Ее, как головоломку, хотелось рассматривать детально, где-то даже анализировать, но, наверное, именно эта легкая премудрость и отпугнула голосовавших, посчитавших, что граффити и стрит-арт — это все-таки территория более простых формулировок и посылов. Ситуация обратная сложилась с работой дуэта Nemo&Adri. В исполненном ими ярком сомнамбулическом водовороте старых и новых улиц и зданий, видимо, слишком отчетливо свистел ветер перемен, и оттого работе вполне выразительной и осмысленной тоже не повезло.
Победил участник под ником Ablos1, художник и стратег. Он верно предположил, что конкуренты кинутся в цвет, и исполнил работу в контрастном черно-белом тоне, на фоне которого его яркий псевдоним смотрелся дерзко и крайне художественно. Тяга автора к комиксам нашла свое отражение в композиции, а тот факт, что ему очень нравится рисовать девушек, предопределил центральный объект — лицо спящей красотки. Четко выдержанный урбанистический стиль, динамика взмывающих ввысь зданий и мчащегося мимо них поезда и общая эстетика графического романа сделали работу выразительной, как в рамках себя самой, так и в рамках конкурсного отбора. Большинство голосов ушло ей, а значит, Ablos1 может потихоньку паковать чемоданы в Москву.
Оценить фестиваль в целом довольно просто. Он был ярок, энергичен и действительно собрал достойные образчики уличных культур на одной площадке. После такого действа ворчать и хмурить брови может лишь законченный ханжа. На фестивале таких не было.


01.09.2016 686
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA