Образование

Медиатор вам в помощь!

В трех школах Астаны запускается пилотный проект по внедрению нового механизма разрешения конфликтов
В ноябре законопроект о медиации (не путать с медитацией) будет обсуждаться Парламентом РК. А на днях его обсуждали за круглым столом, организованным ОЮЛ «Форум НКО Астаны» в партнерстве с ОФ «Центральная Азия. Мир и Согласие» и ОФ «Бота», педагоги столицы, представители НПО, депутаты Парламента РК и эксперты проекта из Испании и Болгарии. За рубежом медиация в школе называется школьной службой примирения. Планируется организовать такую и у нас.

Зачем школе еще и эта инновация?
С единственной целью — создать детям нормальную и комфортную, без риска для жизни среду обитания.
Сегодня Казахстан занимает третье место в мире по количеству суицидов, увеличивается с каждым годом и детский суицид. Приходится признать, что школьная среда не так уж безопасна.

Несмотря на то что в наших школах теперь есть и социальные педагоги, и штатные психологи, и свои участковые, детская преступность все-таки растет. Подростковые разборки по любому пустяку — пока еще главный способ разрешения конфликтов. Приходится признать, что даже в самых продвинутых школах детей не учат поведению в конфликтной, экстремальной ситуации. Да и не грузить же школьную программу еще и этим… Чем бы поправить ситуацию?

— Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. — говорила президент ОЮЛ «Форум НКО Астаны» Баян Ахмеджанова. — Это один из принятых в мировой практике способов решения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Как это удается? Все дело в специальных технологиях и, конечно же, личностях самих медиаторов. В рамках проекта этим технологиям обучат на тренингах 20 представителей НПО, работающих с детьми. Это Центр САД, Детский фонд Казахстана, Общество детей-инвалидов, Казахстанская ассоциация психологов, Молодежный маслихат и др. А также преподавателей из трех пилотных учебных заведений: школ № 25, 61 и профессионального лицея № 6. На базе самих школ будут созданы центры медиации. В течение года эксперты будут наблюдать за работой медиаторов, развитием проекта. Но это на первых порах. В идеале, конечно, навыками медиации должны владеть все, кто работает в учебно-воспитательной системе.

И очень важно, чтобы педагоги не приняли проект как дополнительную нагрузку в своей работе. На самом деле медиация должна стать инструментом помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. И работать этот инструмент должен при активном содействии… самих учеников. Во всяком случае в Европе такая модель успешно применяется уже 25 лет.

Волшебная ли палочка?
Проект медиации для нашего города представляли зарубежные эксперты: профессор института мира и конфликтов при Гранадском университете Хорхе Баланос и профессор, доктор наук Татьяна Дронзина от фонда «Европартнеры» и Национального профсоюза болгарских учителей.
Они говорили, что данный метод позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корригировать поведение тех, кто уже оступился. Именно поэтому его основами должны владеть люди, взаимодействующие с детьми, чтобы умело и компетентно разрешать, а еще лучше предотвращать конфликты. Рассказывая о том, как действует эта система в их странах, оба профессора делали акцент на участии самих школьников в этом проекте.

— Дети должны понять, что и от них что-то зависит, что они являются ключевыми фигурами в своей жизни. Надо дать им эту возможность, — говорила Татьяна Дронзина. — У нас в Болгарии школьное посредничество является важным инструментом воспитания патриотизма. Дети любят, просто обожают, когда их вовлекают в этот процесс! Тем самым исподволь в них воспитывается активная гражданская позиция. А ее надо воспитывать именно в юном возрасте! Ведь не секрет, что и у нас, и у вас в стране многие молодые люди не хотят голосовать на выборах, проявляют такую инертность. Возникает вопрос: а была ли у них возможность голосовать, делать выбор в школе? Что такое технология медиации? Вот, например, поссорились мальчики. И медиатор может сказать участнику конфликта: «Ты можешь остаться с ним в плохих отношениях. Но тогда в классе останется человек, который никогда тебя не поддержит. Это цена твоей гордыни. И ты можешь помириться с ним, и тогда у тебя в классе будет друг… То есть даешь человеку возможность сделать выбор и оценить его последствия. За все надо платить. Каждый шаг в жизни — это выбор.

Елена Дмитриенко, представляющая Союз детских общественных организаций «Жулдыз РК», также высказалась за то, чтобы активнее вовлекать детей в эти процессы.

— У нас много говорят о детях, все хотят чему-то их научить, что-то им запретить… А где сами дети, почему их не спросят, чего они хотят?

Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это диалектика, одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками.

Свой опыт Сейчас немало делается для безопасности наших детей.
В каждой школе имеются и психолог, и социальный педагог, и участковый инспектор, а в каждом районе — Департамент по защите прав ребенка, да еще Инспекция по делам несовершен-нолетних. И все же преступность среди подростков стабильно растет, особенно в возрасте 15—18 лет.

Кражи, поборы и вымогательства, мошенничество, грабеж и разбой, умышленное повреждение имущества, изнасилования — и это еще не весь перечень преступлений. Причины тому педагоги называют одни и те же: пропаганду насилия по ТВ, недостатки действующего законодательства, нестабильность общественного устройства. 50 лет назад многие конфликты могли бы решить сами, в школах. Но тогда еще не было той волны насилия и агрессии, которая сейчас идет с экранов ТВ. Да и отношение взрослых к детям было иное.

Европейский опыт нам, конечно, не лишний, говорили участники круглого стола. Но и нам самим есть что вспомнить. Ведь раньше никто не проходил равнодушно мимо дерущихся детей. Обязательно останавливались, старались примирить драчунов. А сегодня?

Очень важно, чтобы учителя в школах не восприняли школьные службы примирения как еще одну дополнительную нагрузку в своем нелегком труде. На самом деле медиация — это важный инструмент в помощь учителю. Считается даже, что школьная медиация для учителей является средством предотвращения синдрома эмоционального (профессионального) «выгорания», который свойствен всем представителям помогающих профессий.

Конечно же, медиация не волшебная палочка. Потребуется терпение и терпимость, чтобы наработать необходимый опыт, завоевать доверие и авторитет среди детей, родителей, учителей. Пройдя первый трехдневный тренинг, будущие медиаторы исполнились вдохновения. Методики, которые показали им зарубежные профессора, действительно уникальны. Насколько они приживутся в наших школах? Это будет зависеть и от заинтересованности директоров школ в их работе.

Медиаторы не заменят психологов, учителей, участковых. Но они станут им подмогой… как и сами дети. Практика зарубежных, в том числе и российских школ показывает, что дети с большим интересом включаются в медиацию. Для них это игра во взрослую жизнь! И иногда им удается больше, чем взрослым и опытным учителям.

15.10.2010 0 2472
Поделиться
(Нет голосов)